Среда, 02.01.2019, 09:29



Приветствую Вас Заглянувший | RSS
[ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню Сайта
   

Категории раздела
 
Мои статьи [58]
конструкции радиолюбителей, кв и укв антенны, кв усилители мощности,
 

Статистика
 

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 

Главная » Статьи » Мои статьи [ Добавить статью ]

Магнитная антенна для приёма кв

Увлечение паровозингом подвигло меня изготовить относительно эффективную небольшую пассивную магнитную антенну, которая позволяла бы принимать помимо диапазона 2,1...2,5 MHz ещё и "пионерский" диапазон вкупе с диапазоном 160 м и даже выше. Благодаря не очень высоким частотам удалось добиться не такого уж плохого чутья для антенны такого размера (ведь далеко не везде и не всегда можно организовать даже банальную "соплю" типа штатной дегеновской). Изначально я планировал изготовить активную антенну, положив в её основу схему УВЧ от PenTod-PRS (тем паче ни один мой приёмник не имеет сего УВЧ). Однако попытка закончилась неудачей - усилительный каскад возбуждался (хотя до монтажа в тестовой "воздушной" схеме он работал довольно таки неплохо). Попытки "придушить" возбуд не привели к желаемому результату... В итоге работы по разработке и воплощению в жизнь активной ФА были прекращены, и в свой традиционный летний одесский отпуск сезона 2007 г. я поехал лишь с маленькой одночастотной ФА для мониторинга ПРС на основе ферритового стержня Ф=10 vs l=100 мм...

Однако после возвращения из отпуска неудовлетворение от проделанной впустую работы стало меня ненашутку доставать. В результате чего родилось следующее изделие:

Им оказалась пассивная ферритовая антенна, которая имела два поддиапазона H (high) и L (low) и обеспечивала приём радиосигналов в диапазоне частот от 1,45 до 4,9 MHz. Схема получившегося девайса выглядит вот так

Здесь всё предельно просто. Конденсатор C1 (выдранный из подобранного на помойке раздолбанного транзисторного VEF'а) является "ручкой настройки", тумблер SA1 вкупе с конденсатором C2 образуют переключатель диапазонов приёма (при разомкнутом тумблере SA1 антенна работает в диапазоне "H", перекрывая частоты от 1,45 до 4,9 MHz, при замкнутом - в диапазоне "L", обеспечивая приём радиосигналов на частотах от 1,35 до 3 MHz, и вкупе с возможностью приёма средневолновых и мидлбэндовых Pirat'ов даёт возможность более комфортной и точной настройки на низких частотах, в которые также попадает почитаемый Вашим покорным слугой участок радиочастотного спектра, выделенный для магистральной поездной радиосвязи). Конденсатор C3 вкупе с запараллеленным тумблером SA2 (пардоньте - забыл его подписать на схеме) обеспечивает подачу радиосигнала на вход приёмника либо непосредственно, либо через разделительную ёмкость (иногда это нужно). Вот и вся премудрость:))).

А вот так всё это безобразие выглядит внутри:

В основу действия синхрофазатрона сабжа положен принцип ускорения заряженных частиц магнитным полем увеличения чутья антенны, организованного благодаря использованию не одного, а трёх (!) ферритовых стержней, а также литцендрата (взамен ПЭЛ, провода от Ethernet-кабелей и т.п.), намотанного с шагом. Вот так ФА в профиль:

А вот сама обмоточка:

Литцендрат смотан с какой-то ФА (также от какого-то раздолбанного эпохального транзисторного приёмничка, подобранного на помойке). Катушка связи состоит из 1,5-2 витков данного литцендрата, катушка контура имеет порядка 13-15 витков и выполнена тем же проводом. Контурная катушка и катушка связи имеют общий граунд и расположены по возможности как можно ближе к центру сборного стержня (я описывал в ветке "Простой приёмник...", что именно такое расположение катушек и их включение даёт наилучшее чутьё. Использование гальванически развязанных катушек, расположенных ближе к краям стержня не дало более высокого чутья. Причём провод и число витков были те же самые. Странно, но PenTod vs Stumbler рассказывали, что у них всё получается с точностью до наоборот:)). Быть может у меня руки не оттуда растут?:))) Но то, что при использовании гальванически развязанных катушек максимум чутья ФА получается при расположении их ближе к краю - 100% подтверждаю, хотя наибольше чутьё ФА я получил именно при включении катушек с общей "землёй" и при расположении их как можно ближе к середине стержня. Хотите верьте, хотите нет).

Полевые испытания ФА показали не такие уж плохие результаты. Установленный на подоконнике сабж позволяет уверенно и качественно принимать местных диспов ПРС (а иногда даже слышно и локомотивы) на обоих каналах. Правда, если попасть в пик помехового времени (вечером, когда пришедший с работы народ бачит ясчег, заряжает мобилы и т.д.), то сигнал будет тонуть в помехах, немотря на то, что в приёмнике PenTod-PRS применён фильтр не с такой уж широкой полосой пропускания (6 kHz по уровню -3dB). К Дегенериусу сей девайс я пока не подключал, проходов по поездной на улице тоже пока не слышал (нужно как-нибудь выбраться на дачу с новым аксессуаром), но кашица всё же наблюдается. Вполне возможно, что это и есть дальний проход (мониторил в районе 9 часов вечера на улице). Но то, что приём заметно улучшился - однозначно (С) ВВЖ. К примеру - мой нелюбимый IC-R5 (да-да, именно тот, который я чуть не разбил апстену), обладающий ну просто отвратным чутьём на пэровоуз-бэнд вкупе с сабжевым нововведением стал принимать поездную аж на весь S-мэтр! Вышеописанная ФА на основе 100-миллиметрового ферритового стержня (пусть даже и с литцендратовой обмоткой) отдыхает как Ленин в мавзолее (а может быть даже и лучше), давая от силы лишь 1 жалкий балл по S-метру R5 при отвратном качестве приёма с присутствием шумов, тресков, etc.



Категория: Мои статьи | Добавил: импульс (24.12.2010)
Просмотров: 8538 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
0
1 apofiz  
ВЕСЬМА НЕПЛОХО)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма Входа
 
 

Поиск
 
 

Друзья Сайта
   

зеркало сайта   радиолюбительские сайты © 2019